15.03.2025

Наука логики: ключ к раскрытию всех тайн!

"Логика есть великий преследователь тёмного и запутанного мышления; она рассеивает туман, скрывающий от нас наше невежество и заставляющий нас думать, что мы понимаем предмет, в то время, когда мы его не понимаем". Джон Стюарт Милль

Изучение логики является необходимым компонентом образования в современном мире, так как она способствует развитию критического мышления и умений анализа информации. В условиях избытка информации и манипулятивных техник логика выступает в качестве защитного механизма, позволяя избежать ошибок в оценке аргументов.

Наше мышление подчиняется логическим законам и протекает в логических формах независимо от науки логики. Люди мыслят логично, даже не зная, что их мышление подчиняется логическим закономерностям. Но следует ли из этого, что изучение логики излишне? Знание законов и форм мышления, их сознательное использование в процессе познания повышает культуру мышления, вырабатывает навык мыслить более «грамотно», развивает критическое отношение к своим и чужим мыслям. Поэтому взгляд, будто изучение логики не имеет практического значения, несостоятелен.

Логика систематизирует правильные способы рассуждения, а также типичные ошибки в рассуждениях. Она предоставляет логические средства для точного выражения мыслей, без которого оказывается малоэффективной любая мыслительная деятельность, начиная с обучения и заканчивая научно-исследовательской работой.

Логика помогает доказывать истинные сужения и опровергать ложные, она учит мыслить четко, лаконично, правильно. Логика нужна всем людям.

Выделению логики как особой ветви знания способствовали два обстоятельства:

-еще в древности люди знали, что достоверность выводных знаний зависит не только от истинности;

-чтобы убеждать, надо не только хорошо говорить, но и владеть различными приемами построения умозаключений и доказательств – поэтому логика использовалась теоретически и практически в повседневной интеллектуально-речевой деятельности.

Как самостоятельная наука логика сложилась более двух тысяч лет назад, в пятом веке до нашей эры. Ее основателем является древнегреческий философ Аристотель (348 – 322 гг. до н.э.). Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления. Ее называют также традиционной, или аристотелевской логикой.

Так же развитие логики связано с такими известными учеными как Френсис Бэкон, Рене Декарт, Готфрид Вильгельм Лейбниц и др.

Английский философ Френсис Бэкон (1561 – 1626 г.г.) разработал теорию индукции, которая стала важнейшим этапом в развитии логики. Эту логику принято называть формальной, так как она возникла и развивалась как наука о формах мышления.

Французский философ Рене Декарт (1569 – 1650 г.г.) выступил с критикой средневековой схоластики, он развил идеи дедуктивной логики, сформулировал правила научного исследования, изложенные в сочинении «Правила для руководства ума».

Готфрид Вильгельм Лейбниц (1646 – 1716 г.г.), сформулировал закон достаточного основания, выдвинувший идею математической логики, которая получила развитие лишь в XIX – XX вв.

Во второй половине XIX века в логике начинают широко применяться разработанные в математике методы исчисления. Такие методы получили название математической, или символической логики. Символическая логика – интенсивно развивающаяся область логических исследований в современное время, включающая множество разделов, например: логика высказываний, логика предикатов, вероятностная логика и пр. [1]

Для того, чтобы определить, что такое логика, мы должны выяснить, в чем заключается человеческое познание. Цель познания заключается в достижении истины при помощи мышления, цель познания есть истина. Логика же есть наука, которая показывает, как должно совершаться мышление и каким правилам оно должно подчиняться, чтобы была достигнута истина. При помощи мышления истина достигается, а иногда не достигается. То мышление, при помощи которого достигается истина, должно быть названо правильным мышлением.

Таким образом, логика может быть определена как наука о законах правильного мышления, или наука о законах, которым подчиняется правильное мышление.

Этому понятию можно дать еще несколько определений.

Термин логика происходит от греческого слова «logos», что значит «мысль», «слово», «разум», «закономерность», и используется как для обозначения совокупности правил, которым подчиняется процесс мышления, отражающий действительность, так и для обозначения науки о правилах рассуждения и тех формах, в которых она осуществляется.

Задача логики состоит в том, чтобы научить человека сознательно применять законы и формы мышления и на этой основе логичнее мыслить и, следовательно, правильнее познавать окружающий мир.

Мыслить логично – это значит мыслить точно и последовательно, не допускать противоречий в своих рассуждениях, уметь вскрывать логические ошибки. Эти качества мышления имеют большое значение в любой области научной и практической деятельности .

Логическое мышление необходимо нам для того, чтобы вовремя проанализировать и применить ранее полученную информацию. Оно помогает нам для решения различных задач (начиная от составления кратчайшего пути до дома и до разработки масштабного бизнес-плана). Логическое мышление позволяет отделять главное от второстепенного, находить взаимосвязи и полностью анализировать ситуацию. Благодаря логике мы можем давать обоснование разным явлениям, осознанно подходить к решению важных проблем и грамотно делиться своими мыслями.

Таким образом, логика служит основой для более осознанного и счастливого существования, помогая нам лучше понимать себя и мир вокруг. Она помогает структурировать мысли, принимать обоснованные решения и разрешать конфликты, анализируя ситуации с разных сторон. Используя логические принципы, мы можем:

- Улучшить принятие решений: логика позволяет систематически рассматривать преимущества и недостатки, что помогает выбирать наилучший вариант.

- Разрешать конфликты: понимание логических аргументов может помочь в разрешении споров, находя общие точки.

- Развивать критическое мышление: логика учит анализировать информацию, отличать факты от мнений и выявлять умозаключения.

- Снижать стресс: когда мы применяем логику к проблемам, это может помочь уменьшить неопределенность и беспокойство.

- Достигать целей: четкое понимание причинно-следственных связей и логическая структура действий помогают нам более эффективно двигаться к нашим целям.

P.S. Редакция журнала «Наука и техника» рекомендует к прочтению учебник для средней школы авторов Виноградова С.Н. и Кузьмина А.Ф. «Логика», 1954 г., издание восьмое.

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
. С политикой сайта в отношении персональных данных можно ознакомиться, перейдя по ссылкам
Пользовательское соглашение
,
Политика в отношении персональных данных
.

© 2023-2025 Наука и техника