30.03.2025

Апрельский номер журнала "Наука и техника" уже в пути!

Вас ждет много интересного!

Авианосцы ВМС Индии XXI века

В 1986 году Индия достигла соглашения с Великобританией о покупке ветерана Фолклендской войны – авианосца «Гермес». После ремонта на английской верфи в 1987 году он вошел в состав индийского флота под названием «Вираат». Водоизмещение – 23900/28700 т; основные размерения: 226,9 × 48,8 × 8,7 м.; скорость – 28 узлов; экипаж – 1350 (143) чел. Вооружение: 12 SEA HARRIER, 6 SEA KING, 4 KA-31; 2 ЗРК/ЗАК «Каштан»; 2 × 8 УВП BARAK.

Космический буксир – мирный атом или ненаучная фантастика?

Проблему большой энергоемкости космических полетов, и особенно дальних полетов пытаются решать с самого начала космической эры. Многократно рассматривались и до сих пор прорабатываются различные варианты – как организационные (применение многоразовых ракет, заправка в космосе, вывод кораблей по частям в несколько запусков), так и технологические (другие способы создания тяги – солнечный парус, ионные двигатели, применение ядерной энергии и даже лазерного луча). Многие из этих способов заслуживают отдельного рассмотрения, однако в данном материале мы остановимся лишь на одном из них – использование энергии ядерной реакции.

Встреча на орбите: индийская версия

30 декабря 2024 года в 19.30 по московскому времени с площадки FLP космодрома Шрихарикота был выполнен пуск индийской ракеты-носителя PSLV-CA с космическими аппаратами SPADEX-A и SPADEX-B. Пуск был успешный. Спутники были выведены на орбиту высотой 470 км и наклонением 55 градусов. Задачей этих аппаратов являлась стыковка на орбите. Кроме стыковки должна была состояться демонстрация передачи электроэнергии между двумя пристыкованными аппаратами.

Система Юпитера: Ганимед и Каллисто

Юпитер очень велик, и было бы странно, если бы не он, а другая планета Солнечной системы обладала самым крупным спутником. Странности же в космосе не редкость. Но здесь обошлось без них. Третья из галилеевых лун Юпитера – Ганимед – заслуженно пользуется известностью как гигант среди спутников – 5270 км в поперечнике, что близко к размерам Марса. Четвертый, самый дальний из регулярных, спутник Каллисто диаметром, равным 4820 км, лишь немного уступает Меркурию. Однако масса лун Юпитера существенно меньше массы планет, так как тела эти по составу преимущественно не каменные, а ледяные.

Возвращение гребного колеса

Многие считают, что гребное колесо стало использоваться в качестве судового движителя одновременно с появлением парохода, а первым колесным судном, совершавшим регулярные рейсы, был пароход «Клермонт» (США, 1807).

Однако первые упоминания о гребном колесе, для привода которого использовалась мускульная сила человека или животных, относятся еще к древнейшим временам. На римском барельефе, датируемом VI веком до н. э., изображено судно с тремя парами гребных колес, которые приводятся в движение волами.

В последние годы интерес к колесному движителю снова возродился, чему во многом способствовало приобретающее все большие масштабы обмеление судоходных рек. А ведь для многих районов страны, особенно в Сибири и на Дальнем Востоке, река является большую часть года единственным путем сообщения.

ГЛАДКАЯ МУСКУЛАТУРА САМОЛЕТА – ЭЛЕКТРОДВИГАТЕЛИ

На первых самолетах единственные электрические потребители – свечи зажигания – питались от магнето. Но вот на приборной доске появился электроуказатель поворота (ЭУП), он же «пионер», позже на крыле – закрылки, все это требовало электроприводов разной мощности. Для их питания пришлось установить генератор, порой даже без аккумулятора. Потом число приборов начало расти со страшной скоростью: появились радиостанции, электростартеры двигателей, вспомогательные электроприводы в системах самолета – топливной, кондиционирования и других. Даже в высотомерах (по сути, барометрах) стрелка стала приводиться не напрямую от анероида, а от электродвигателя, разгрузившего чувствительный анероид. Уже к 1950-м годам жгуты проводов на авиатехнике стали толщиной даже не в руку, а в ногу, и изрядная доля проводов в этих жгутах «иннервирует» именно электропривод.

Неуместные следы и водоплавающий единорог: злоключения Карла Бау

В 1909 году близ городка Глен-Роуз Эрнест Аддамс обнаружил первые следовые дорожки древних ящеров. Он не обратил на них какого-то внимания и сообщил лишь местному преподавателю естествознания о своей находке. Первые научные исследования этих следов были проведены много позже, ведь только в 1938 году до них добрался палеонтолог Роланд Берд. Находка оказалась занимательной, но не уникальной: следы динозавров часто встречаются в тех же Штатах, Китае, Монголии, Южной Америке… Все было тихо, пока эти публикации не попали на глаза креационисту Клиффорду Бердику, основателю Общества потопа.

Перовскитные солнечные элементы как перспективное направление зеленой энергетики

В прошлом учебном году ученица тогда десятого, а сейчас одиннадцатого класса школы № 1381 г. Москвы Фиорентина Грабовская представила проект, в рамках которого изготовила полупрозрачные солнечные элементы на основе перовскита и изучила их свойства. Подобные исследования могут быть важны для развития солнечной энергетики, сделать энергетическую систему более экологичной.

Русско-американские отношения в XIX веке. Часть 2

В 20-е годы XIXвека позиция России, пожалуй, впервые вступила в прямую конфронтацию с позицией США. К тому же продвижение Штатов на запад, приближение освоенных земель к Тихоокеанскому побережью, где уже были русские поселения, способствовало обострению прежде не слишком актуального вопроса о демаркации. Более того, соперничество за новые территории уже шло не только между разными государствами, но и между северными фермерскими и южными рабовладельческими штатами, следствием чего стал Миссурийский компромисс (1821). На американском континенте становилось тесно.

Все, что нужно знать о защите нетрадиционных объектов интеллектуальной собственности. Часть 2

В предыдущей статье мы в общих чертах рассмотрели нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности. Теперь пришло время более подробно изучить особенности правовой защиты этих объектов.

Более подробно читайте на страницах журнала.

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
. С политикой сайта в отношении персональных данных можно ознакомиться, перейдя по ссылкам
Пользовательское соглашение
,
Политика в отношении персональных данных
.

© 2023-2025 Наука и техника