17.07.2024

Куратор ИТ-классов столичной школы № 444 Роман Колтунов рассказал, как помочь будущему «айтишнику» найти свое призвание и какие проекты разрабатывают его ученики и выпускники.

Профессии в сфере информационных технологий сегодня — на пике востребованности. Сервисы для поиска работы переполнены вакансиями, а рынок образования пестрит предложениями стать «айтишником» с нуля за несколько месяцев. Но чтобы стать настоящим профессионалом, мало получить базовые навыки кодинга. Нужно иметь фундаментальные знания и широкий набор навыков, чтобы быстро адаптироваться к постоянно меняющейся технологической среде.

Готовить таких специалистов для цифровых индустрий столицы помогает проект «ИТ-класс в московской школе». Предпрофессиональные ИТ-классы сегодня открыты более чем в 150 школах. В них старшеклассники углубленно изучают математику, физику и информатику, на специализированных курсах осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и других, учатся создавать 3D-модели и «цифровые двойники», работать с микроконтроллерами. Партнеры ИТ-классов — крупные компании: разработчики цифровых экосистем, создатели телекоммуникационных сетей, решений в области сетевой безопасности, автоматизации производства и других.

Мы поговорили с куратором ИТ-классов школы № 444 учителем информатики и физики Романом Колтуновым о том, как устроено обучение в ИТ-классах, чем «олимпиадники» отличаются от «прикладников» и где выпускники ИТ-классов применяют свои знания сегодня.

– Роман Павлович, расскажите, пожалуйста, как вы стали куратором ИТ-класса и чем ваша работа отличается от работы учителя?

– Проект «ИТ-класс в московской школе» существует с 2019 года в Москве. �� работал в нем, а потом возглавил в 2021/2022 учебном году ассоциацию учителей информатики в нашей школе и, что логично, в дополнение получил ИТ-полигон и ИТ-класс.

Я распределяю нагрузку учителей, которые работают в этом классе, отслеживаю, как школьники проходят образовательный маршрут, подбираю педагогов дополнительного образования для поддержания профиля, взаимодействую с проектным офисом, ищу партнеров для экскурсий, а также организую летнюю практику. Последнее — наша традиция: исторически сложилось, что в 444-й школе всегда были ИТ-классы. Раньше они существовали в рамках распределенного лицея Высшей школы экономики, потом стали частью единого городского проекта, но в целом ИТ-направление в нашей школе реализуется последние лет 20.

Поэтому для нас городской проект — логичное продолжение большой истории, и мы сохраняем свои традиции: например, у всех наших учеников 7–9-х классов есть отдельный предмет «программирование», а если углубиться дальше в историю, то увидим, что программирование в нашей школе существует с 1969 года. В 80–90-е годы дети, выходя из нашей школы, получали свидетельства о том, что они программисты первой или второй категории.

– Что для вас самое главное в обучении будущих программистов и работников ИТ-сферы?

– Первое, о чем я всегда говорю детям: если вы хотите хорошо программировать, вы должны хорошо знать математику. О ней нельзя забывать. Второе: не важно, на каком языке вы программируете, вы все равно должны представлять определенный набор базовых алгоритмов, а на чем вы их будете реализовывать, это уже ваше дело, ваши прикладные задачи. Когда я начинаю учить детей программированию, я спрашиваю: «Ребята, вы хотите стать “олимпиадниками” или заниматься прикладным программированием? От этого зависит, каким путем двигаться, поскольку это довольно разные направления. Одна из задач, которые я перед собой вижу, когда беру учеников в 10-й класс, и они начинают работать над своими проектами в начале года, — помочь им определиться, в какой области ИТ себя сконцентрировать. Это достаточно сложно, потому что детям хочется попробовать все и везде. Решать эту задачу приходится каждый год. Вроде даже стало получаться!

– Объясните, пожалуйста, гуманитарию: в чем принципиальное отличие олимпиадного программирования от прикладного?

– В олимпиадном программировании всегда есть какая-то формализованная задача, может быть, даже со свободным условием, и ученик должен понять, как ее оптимально решить, чтобы она прошла за определенное время все тесты. А прикладная задача, это когда у ученика есть какой-то кейс, и он должен сам найти пути его реализации. Или, например, анализ данных: есть огромная таблица, с помощью которой школьник должен ответить на какие-то вопросы, а как он будет действовать, остается на его усмотрение. Может быть, ему и программирование для этого не нужно, и он сможет обойтись средствами анализа баз данных, запросами.

В чем еще отличие: «прикладники» берут готовый код и адаптируют его под себя. В олимпиадном программировании — понятно, что ты знаешь алгоритм решения задачи, но в адаптации под эту конкретную задачу код приходится писать самому, «ручками», он должен быть уникальный, иначе тебя поймают на плагиате. В прикладной задаче не важно, как ты ее решил и что для этого использовал, какую библиотеку, чьи коды, главное что ты получил результат обработки той информации, которая должна быть правильно обработана.

– А в дальнейшем у ребят, которые выбирают олимпиадное и прикладное программирование, отличаются образовательные или карьерные траектории?

– Не сказал бы. По моему опыту, «олимпиадники», которые выпустились в 2020 году и сейчас закончили бакалавриат, пошли работать в основном в достаточно крупные ИТ-компании. Кто-то программист, кто-то занимается подбором задач для стажеров. Те, кто были «прикладниками», так же. В науку мало кто идет (во всяком случае, у меня такого опыта нет). Если «олимпиадник» чего-то достиг, он получает БВИ (право на поступление без вступительных испытаний) в какой-нибудь университет. Если «прикладник» чего-то достиг, например, выиграл Национальную технологическую олимпиаду или предпрофессиональную олимпиаду, это для него тоже путь подстраховать себя перед поступлением. А дальше как сложится. Зависит от того, в какую область ребенок уйдет. У меня есть выпускник, который в «Сбере» занимается нейросетью «Кандинский». Другой в «Яндексе» занимается подбором стажеров. Хотя один был «прикладником», а второй «олимпиадником». Знания они в любом случае получают универсальные. Но главное, повторюсь, математика. Они учились в вузах, где первые два курса — фундаментальные. Четыре семестра «матана» — это основа всего.

– Кстати о вузах. Как ваши ребята сдают ЕГЭ?

Прочесть продолжение вы сможете в новом выпуске научно популярного журнала «Наука и техника»

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
.

© 2023 Наука и техника