30.12.2024

Как искусство помогает в репрезентации науки

Искусство и наука по своей сути являются методами исследования природы мира. В то время как наука стремится понять и объяснить явления посредством тщательного наблюдения, экспериментирования и анализа, искусство исследует мир посредством субъективных интерпретаций, эмоций и чувственного опыта. Обе дисциплины стремятся осмыслить мир и сообщить свои открытия другим, хотя и разными способами.

Научное искусство (Science-art ) возникло во второй половине 20-го века. Оно представляет собой синтез двух направлений: науки и искусства, направлений, считающихся противоречивыми, не способными к сотрудничеству, рациональное и эмпирическое, точное и сенсетивное. Поскольку сферы, входящие в Science-art не пересекаются, по сути, иерархии по значимости по определению у них нет. Точного и полного понятия Science-art нет, это достаточно молодое направление, которое только входит в фазу активного развития. Поэтому Science-art является в некотором роде инновацией, которая еще не имеет точного плана оценки, характеристики, методов восприятия. А возможно, из-за быстрого технического развития общества, никогда этого и не приобретет, поскольку методы и медиумы будут постоянно совершенствоваться и меняться. Отсутствие точного определения Science-art порождает сложности в распределении художественных произведений, работающих с научным знанием. Является ли та информационная база, лежащая в основе художественного произведения, научной. Отсутствие сильной описательной базы и общая неполная изученность направления стали причиной выбора темы данного визуального исследования.

В данном визуальном исследовании Science-art рассматривается как искусство, создаваемое с помощью новых научных знаний и новых открытий в областях биологии и химии, робототехники, информационных данных и нейро-технологий, а так же произведения, созданные с помощью современной техники, которая так же является частью научных открытий.

Современные наука и техника так же помогают искусству развиваться, являясь бесспорно новым медиумом. Не имея данных технологий, а также концепций произведений Science-art, порожденных наукой, возможно, искусство как таковое и не продвинулось в развитии настолько радикально перейдя к непривычному медиуму. Можно сказать, что средства, которыми пользуется художник ничем не ограничены. Возможно, это мешает воспринимать Science-art как «стандартное» искусство, с устоявшейся системой оценивания и понимания его как такового. Новые методы и медиумы рождают новые системы, восприятие которых так же сложно. Эта сложность создает затруднение в понимании границы между искусством и наукой в Science-art, которой, возможно, нет и вовсе. В основе визуального исследования лежит разбор работ, которые получили признание, как акты художественного высказывания. Исследование построено на выделении основных направлений Science-art: био-арт, робо-арт, инфо-арт, нано-арт, медиа-арт, телематическое искусство, когнито арт, а так же синтез нескольких направлений, и разборе каждого из них на конкретных 2-5 работах в каждом из них. Рассмотрены работы с 1974 по 2022 год.

Произведение искусства, согласно книге Натали Эйни и Жан-Мари Шеффера «Искусство, творчество выдумка: между социологией и философией», должно рассматриваться как произведение искусства, ему нет необходимости заранее присваивать смыслы и значения, которые оно должно транслировать [4, С. 75-76]. Да, Science-art является произведением искусства сам по себе, с визуальной точки зрения. Можно рассматривать и оценивать его эстетические характеристики и прочие свойства, присущие стандартным медиумам в искусстве. Но особенность Science-art состоит в том, что это искусство, по определению работающее с научными достижениями. Этот факт обуславливает его оценку. Научные идеи и открытия являются базисом для создания Science-art. Поэтому Science-art несет в себе и транслирует научные достижения современности. Опираясь на передовые знания науки, перерабатывая их и визуализируя в эстетически понятные и привлекательные образы. Science-art представляет собой способ коммуникации. Он передает информацию между наукой и обществом, так как визуальное выражение и художественная интерпретация упрощают понимание.

Био-арт

Данное направление работает с живыми тканями, бактериями, организмами, жизненными процессами и экосистемами. Таким образом, изучение живой материи является основой выражения для художника. Научные знания в области химии и биологии данного рода не доступны без специальных знаний и оборудования просто зрителю. Science-art выполняет функцию посредника между тем, что видит ученый-биолог в микроскоп, и зрителем художественного произведения, репрезентуя научное знание наглядно.

Работа «Бактериальная карта Нью-Йорка», которую создали в New York City’s Community Biolab, представляет собой био-арт. Для создания карты были взяты культуры бактерий у более 50-ти жителей Нью-Йорка. После они были культивированы в специальных стеклянных квадратных пластинах, из которых была составлена карта Нью-Йорка.

Основой для био-арта являются Чашки Петри — прозрачный лабораторный невысокий сосуд с крышкой, которые предназначены для культивирования колоний микроорганизмов. Изображения, складывающиеся неконтролируемым образом из микроорганизмов, порождают часто предметные изображения, как в работах Мехмет Беркмен и Марии Пенил. При этом ученые сами создают изображения из микроорганизмов, задумывая его заранее, как в работе Таши Штурм «Отпечаток руки», где изображен отпечаток руки ее сына на поверхности Чашки Петри. Микробиом руки и питательной среды в Чашке вступили в реакцию, в ходе чего получилось изображение.

Микробиом руки и питательной среды в Чашке вступили в реакцию, в ходе чего получилось изображение.

Робо-арт

Робо-арт существует на стыке искусства и робототехники. Художники, как правило, вживляют в организм различного рода бионические разработки, применяя технологии автоматизации. Данное направление позволяет изучить различные модели поведения человека или других живых существ. Репрезентация науки посредством роботического искусства обычно представляет собой перформансы и инсталляции.

Проект «Третья рука» принадлежит авторству художника-концептуалиста из Австралии — STELARC, и представляет собой механическую руку (осуществляет дополнительные манипуляции с телом), прикрепленную к телу художника, к его правой руке. Механическая рука управляется сигналами мышц живота и ног, двигающиеся мускулы вызывают электрическую активность, на которую реагируют датчики в механизме. Рука также может двигаться независимо.

Проект «Третья рука»

Проект художника: vtol:. «Last Breath» представляет собой пассивный инструмент, то есть объект, не требующий особый действий с ним, а напротив, работающий в естественном симбиозе с человеком. Объект работает следующим образом: это орган, управляемый потоком выдыхаемого воздуха, работа инструмента зависит от скорости и силы воздуха. Орган реагирует на любые изменения дыхания человека.

Проект художника: vtol:. «Last Breath»

Работа: vtol:. «Oil» представляет собой пять гидравлических прессов, с которыми может взаимодействовать зритель. Предмет, который зритель решит раздавить посредством пресса издаст звуки, которые будут записаны специальными микрофонами, а после преобразованы в альбом длиной 20 минут. Данная работа так же связана с программированием и кодом, отражает технологический процесс и работу с генеративным искусством.

Работа: vtol:. «Oil»

Проект «Ткань жизни» является автоматизированной вязальной машиной. Он построен на основе сходств ДНК человека и плодовой мушки Drosophila melanogaster. Специальная камера захватывает изображение лица человека, обрабатывает его, осуществляя морфинг между фотографией человека и мушки. На основе полученных данных машина вяжет один ряд (1 ряд = 1 человек). В местах совпадений генов машина провязывает изделие, а в местах отсутствия совпадений — оставляет не провязанный пропуск. Тем самым машина создает непрерывное полотно на основе сотен лиц и их анализа.

Проект «Ткань жизни»

«Слепой робот» Луи-Филиппа Демера — инсталляция, представляющая собой металлическую конструкцию. Зритель непосредственно контактирует с роботом. Робот исследует лицо человека механическими руками. Движения этих рук похожи на движения незрячего человека. С помощью научного знания и сложных алгоритмов, на экран выводится изображение, которое является преобразованными «чувствами» рук робота в визуальный материал.

«Слепой робот» Луи-Филиппа Демера

Инфо-арт

Инфо-арт отличается использованием большого количества электронных данных, искусственного интеллекта и прочих информационных данных. Работа с подобными данными часто требует взаимосвязи с другими направлениями Science-art, где будет задействованы аудио, видео, анализ данных, то, что необходимо искусственному интеллекту для работы.

Работа «Внутри черной коробки» творческого объединения «Куда бегут собаки» представляет собой сложную систему кодирования, результат работы которой представлен в визуальном формате. В черной коробке находятся плодовый мухи-дрозофилы, система считывает каждую муху как один пиксел. Движение мух создает движение пикселов, что на визуальном выходе преобразуется в текст, который печатается на экране без перерыва, согласно движению мух.

Работа «Внутри черной коробки»

Проект «Испарение Конституции Российской Федерации» является сложным механизмом. Текст Конституции переводится на азбуку Морзе. Согласно ритму азбуки капли воды с конструкций на потолке падают на раскаленные утюги внизу. Вода моментально испаряется, образуя пар. Текст, который претерпел «испарение», непосредственно в моменте выводится на экран.

Проект «Испарение Конституции Российской Федерации»

Нано-арт

Для создания нано-арта используется электронный микроскоп, способный к нано- и микро- увеличению. Имеющиеся материалы подвергаются химическим или физическим реакциям, увеличению (более чем в 300.000 раз) и фотографированию. На изображениях проявляется структура веществ, изначальная молекулярная или измененная с помощью химических реакций.

Создателем нано-арта считается Крис Орфеску, который является физиком. «Осколки» являются наиболее общеизвестной его работой. Она представляет собой кадр, на котором представлена коллоидная частица графита, после погружения в жидкий азот (-196 °C).

«Осколки» Крис Орфеску

Работа «Infinity» это изображение наночастиц пыли на микроструктуре смолы, покрытой золотом. Монохроматический скан был раскрашен впоследствии средствами современной техники, затем распечатан с использованием специальных красок.

Работа «Infinity»

«Эхо» Дэвида Дерра — многослойный файл программы Adobe Photoshop. 9 слоев, на каждом из которых находится фотография. Так, например, второй слой — изображение нано-кристаллов, а девятый — макрофотография павлиньего пера.

«Эхо» Дэвида Дерра

«Глаз науки» — это физический объект, картина, написанная красками. Художница получила снимок «наноцветка» путем химических реакций, после обработала фотографию и написала акриловыми красками картину на основе полученного изображения.

«Глаз науки»

Медиа-арт

Медиа-арт представляет собой очень обширное направление, которе включает в себя цифровое искусство, световые шоу, иммерсивные инсталляции, компьютерную графику и анимацию, видеоигры, роботов c искусственным интеллектом. Медиа-арт рассматривается как искусство, создаваемое современнейшей техникой, как частью научного знания. Это работы, созданные силами мощных графических редакторов, видео-проекций, 3d-технологий, и в целом современных технологий, позволяющих создавать идеи художников посредством научных разработок.

Beeple (Майк Винкельманн) — американский цифровой художник, аниматор, графический дизайнер. Beeple создает изображения на социальные и политические темы, актуальные в настоящем времени, с использованием образов поп-культуры. Он работает в программе Cinema4d, которая дает возможность создавать трехмерные модели, накладывать на них текстуры и даже анимировать полученные изображения. Cinema4d мощнейший графический драйвер, разработка и улучшение которого ведется по настоящее время.

Beeple

eBoy — студия пиксельной графики. Это 2d изображения. Художники создают эскиз в классической ручной технике, а после средствами графических редакторов Photoshop, ImageReady, Paint Shop Pro, Graphics Gale или MSPaint переводят изображение в пиксели. Сканированный рисунок открывают в новом файле с разрешением 72 dpi, что позволяет сделать впоследстивии пиклели различимые человеческим глазом.

eBoy 

«Формы жизни» — работы, созданные с помощью технологии захвата движения и генеративной графики. Международный коллектив дизайнеров Universal Everything создал особое программное обеспечение, которое позволяет создавать изображения с описанной выше технологией. Был написан специальный код, работающий на сложных уравнениях, который создавал уникальных существ, наполняющих альтернативный мир. Эти существа непосредственно в моменте двигались, устраивая таким образом «шествие». Код, лежащий в основе, работал дальше без контроля, поэтому предсказать, как будут выглядеть персонажи, было не возможно.

«Формы жизни»

Японский художник Асаи (Nobumichi Asai) представл проект, где на его лицо прецируется видео, вдохновленное японскими масками Нох. Асаи использует технологию видеомаппинга — 3d проекция на физический объект. Подобная проекция создается с учетом особенностей среды, на которую будет проецироваться, ее геометрии и положения в пространстве. Так, асаи производит движения головой, не смотря на которые, лицо непрерывно покрыто видео проекцией. Камера захватывает движения головы и подстраивается под них.

Работа МЕМО АКТЕН «За всем следят машины благодати и любви» представляет собой видео. Оно было создано с использованием специального программного обеспечения на основе современных алгоритмов искусственного интеллекта машинного обучения.

«За всем следят машины благодати и любви»

Телематическое искусство

Направление, в котором используются телекоммуникационные технологии (компьютерные или телекоммуникационные сети) в качестве основы. Их использование позволяет поменять позицию наблюдателя в активного участника процесса. Данный вид искусства создает интерактив для поведения наблюдателя, давая возможность встреч на расстоянии.

Нам Джун Пайк — основатель видео-арта. В своих работах художник использовал телекоммуникационные технологии, а именно, телевизоры. Так работа «Телевизионный сад» представляет собой инсталляцию из 600 растений и 120 телевизионных экранов. С помощью специально созданного синтезатора в 1973 году, видео на экранах искажается. Телевизор не выполняет привычную функцию (трансляцию стандартных видео), он начинает менять реальность и окружающую среду. В проекте «TV Cello» телевизоры были составлены таким образом, что напоминали виолончель. Когда по ним виолончелистка Шарлотта Мурман проводила смычком, как по инструменту, на них возникали ее образы и других виолончелистов. «TV Buddha» инсталляция из фигуры Будды и телевизора. Будда наблюдает и даже медитирует на собственное изображение в телевизоре, транслируемое в прямом эфире.

Инсталляция «МSoaPOPeras» представляет собой семью из экранов (возможна вариативность в моделях), которые совместно смотрят «телевизор». При этом, являясь источниками трансляции априори, они смотрят друг друга. Подобные взаимодействия экранов меняют представления о реальности, меняя представления о позициях наблюдателя.

Инсталляция «МSoaPOPeras»

Когнито арт

В данном направлении задействованы открытия в сфере нейротехнологий (изучение устройства мозга и мыслительных процессов). Данное направление так же опирается на знания в области психо- и арт- терапии.

Перформанс-инсталляция Марины Абрамович «Измеряя магию взгляда» является продолжением проведенного перформанса художницы «В присутствии художника». В новой работе Абрамович с помощью ученых рассматривает предположение, что участки мозга синхронизируются у разных людей при взгляде глаза в глаза. Активность мозга фиксировалась с помощью электро-энцефалографии. Маттиас Острик (художник) показал визуализацию деятельности мозга во время описанного процесса.

В проекте «MEART — The Semi Living Artist» (аббревиатура от Multi-Electrode Array aART) была построена механическая рука с пневматическим приводом для возможности рисования. Рука управлялась живой сетью нейронов из коры головного мозга крыс. Система техники замкнула сетевую связь с мозгом, и мозг получал электромагнитные импульсы, которые стимулировали его жизнедеятельность. Подобного рода система является кибернетическим организмом. Машина рисует двумя пневматическими руками чернильными маркерами на листах бумаги большого формата. Механизм нарисовал пять рисунков, обозначающих разные города в мире. Это один из первых его «тестов», впоследствии, робот развивался и совершенствовался.

Проект «MEART — The Semi Living Artist»

Синтез направлений

Современные технологии представляют собой сложную структуру, области науки тесно взаимосвязаны, они помогают друг другу в работе и новых открытиях. Поэтому и искусство, основанное на науке, взаимодействует одновременно с различными научными областями. Современный Science-art часто является продуктом основанным на меж дисциплинарном научном знании. Так проект Терезы Шуберт «ooze» является интерактивной аудиовизуальной биотехнологической инсталляцией. Три вида водорослей, живущих в биореакторе, реагируют на световые и температурные изменения. Жизнедеятельность водорослей генерирует случайные числа, которые становятся основой для кода, определяющего звуки инсталляции и визуальную проекцию с образами леса и серверных ферм.

Каждое произведение Science-art изначально несет в себе художественное высказывание автора. Оно самоценно как визуальное и концептуальное творение. Но поскольку основа Science-art — научное знание, то эти художественные произведения априори раскрывают особенности научного и технологического прогресса. Наука дает искусству подспорье в виде современных необычных медиумов. Искусство наглядно объясняет зрителю различные области знания, сложные для понимания без специальной подготовки. Оно репрезентует научное знание, делая его доступным и ясным.

Автор Дарья Сенчукова

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
.

© 2023 Наука и техника