06.11.2024

Что бы произошло с Землей без людей?

«После каждого вымирания это место опустошается, но жизнь очень устойчива».

Руины и цветки мака на месте археологических раскопок Помпеи, древнего города, разрушенного извержением Везувия в 79 году нашей эры.

Мы не знаем, как и почему это произошло — возможно, какой-то особенно смертельный вирус, специфичный для Homo sapiens . Или, может быть, это был более затяжной спад, вызванный неконтролируемым изменением климата, эскалацией конфликта и коллапсом продовольственных поставок. Независимо от обстоятельств, представьте, что люди вымерли. Внезапно краткий по геологическим меркам момент человеческого господства на Земле закончился. Так что же будет дальше? 

У нас есть только предположения. Нет ни единого правильного ответа, ни уверенности. Тем не менее, люди рассматривали версии этого апокалиптического мысленного эксперимента на протяжении столетий, если не тысячелетий, говорит Карлтон Басмаджян , доцент кафедры общественного планирования в Университете штата Айова, изучающий города. Идеи вымирания человечества и распада общества широко распространены в религиозных текстах и ​​мифах древних культур. 

В последние десятилетия наше воздействие на окружающую среду стало более интенсивным и понятным, и, возможно, также стало осознание нашей собственной хрупкости. Благодаря угрозе атомного века, пандемиям и изменению климата у нас есть более ясное, чем когда-либо, представление о том, как мы можем быть уничтожены или уничтожить себя. «Возможно, люди теперь еще больше осознают пределы человеческого выживания», — говорит Басмаджян. 

И, возможно, рассматривая Землю после нас, мы сможем получить реалистичное понимание всех способов, которыми мы сформировали и изменили планету, говорит Алан Вайсман, экологический журналист и автор множества книг, включая вышедшую в 2007 году книгу « Мир без нас» . Для него написание этой идеи было способом достучаться до тех, кого в противном случае могла бы оттолкнуть экологическая литература, и заставить более широкий круг читателей задуматься о реальности нашего наследия на уровне вида. «Если бы мы все просто внезапно исчезли, все, что осталось бы, было бы суммой нашего воздействия на окружающую среду». 

Без людей, которые бы поддерживали работу, вода и электричество быстро прекратили бы течь по трубам и проводам, говорит Басаджян. Газовые и угольные электростанции требуют постоянного питания топливом, а водяные насосы нуждаются как в операторах, так и в электроэнергии. Метро и транспортные туннели под крупными городами были бы затоплены, говорит Вайсман, без функционирующих насосных систем, которые сейчас поддерживают их сухими. 

Во влажной среде внутренняя гипсокартонная стена будет плесневеть. Упавшие деревья будут крушить крыши во время штормов. Пожары будут оставаться непотушенными. В сейсмически активных зонах землетрясения будут изнашивать и в конечном итоге разрушать конструкции. Вьющиеся растения будут покрывать стены и раздвигать кирпичи и сайдинг. А деревянные конструкции, включая подавляющее большинство жилых зданий с деревянными балками, будут гнить. Даже пропитанные креозотом телефонные столбы не прослужат больше 20 лет, оценивает Басмаджян. «Все, что сделано из дерева, особенно во влажном климате, будет довольно быстро разрушаться», — говорит он. Новые здания, построенные с 1980-х годов, сделаны из более легкой древесины и материалов более низкого качества и будут разваливаться особенно быстро, добавляет он. 

Басмаджан представляет, что небоскребы из стали и стекла середины века прослужат дольше, но не вечно, особенно учитывая затопленные туннели, которые могут легко обрушить улицы и привести к затоплению фундаментов. Здание Эмпайр-стейт-билдинг закреплено на скале, но если вода просочится в его нижние уровни из подземных железнодорожных путей под Западной 33-й улицей, возможно, его опоры разъест коррозия и отвалятся. 

Прочные каменные здания простоят дольше всего, предсказывают и Басмаджан, и Вайсман. Но в течение нескольких столетий почти каждый муниципалитет превратится в видимые руины, напоминающие заброшенные памятники и города павшей Римской империи, древних египтян или инков. Даже сейчас есть части некоторых американских городов, которые фактически заброшены, что показывает, как быстро эти процессы распада набирают силу, отмечает Басмаджан. «Дома обваливаются, улицы покрываются трещинами, деревья прорастают сквозь конструкции», и все это за какие-то десять-двадцать лет. 

Вид на древний город инков Мачу-Пикчу, расположенный в Андах.

Из всей поверхностной человеческой инфраструктуры, говорит Басмаджан, дороги будут самыми устойчивыми признаками цивилизации. Главные автомагистрали, проходящие через сухие, несейсмические районы, будут особенно склонны к задержке. Да, они будут трескаться, когда планета будет сдвигаться под ними, но «они настолько большие и настолько переусложненные, что будут сохраняться долгое время», говорит он. 

По словам Яна Заласевича, автора и почетного профессора палеобиологии в Университете Лестера в Великобритании, написавшего в 2008 году книгу «Земля после нас », если бы здания, дороги и руины были погребены под осадками — возможно, в результате наводнений или проседания почвы, — у них было бы больше шансов сохраниться . 

Тем не менее, мы говорим только о порядках тысяч лет. Если пройдет больше времени, менее миллиона лет, «поверхностные свидетельства людей исчезнут или их будет трудно распознать», — считает Заласевич. Некоторые артефакты, такие как бронзовые скульптуры, керамические горшки и кружки, а также золотые слитки, останутся, погребенные временем, говорит Вайсман. А другие знаки останутся под поверхностью. Будут так называемые техноископаемые , состоящие из прочных металлов и пластика, объясняет Заласевич, а также ископаемые свидетельства массового вымирания , изменения климата и повышения уровня моря, вызванные деятельностью людей. 

Вы можете задаться вопросом об атомных электростанциях. Если предположить, что они будут работать во время вымирания человечества, многие из 440 действующих атомных электростанций на Земле в конечном итоге расплавятся без обслуживания. Вода испарится из их систем охлаждения, а растущее тепло приведет к ядерным взрывам. Будет ли этого достаточно, чтобы испарить или непоправимо изменить все на планете, погасив жизнь? Возможно, говорит Вайсман, «это непредсказуемо». 

А может и нет. Самая страшная катастрофа, которая когда-либо случалась, была в Чернобыле, когда было выброшено примерно в 400 раз больше радиоактивных материалов, чем бомба, сброшенная США на Хиросиму. Радиоактивные осадки из Чернобыля загрязнили около 58 000 квадратных миль земли. Зона, наиболее сильно пострадавшая, известная как Чернобыльская зона отчуждения, составляет около 1000 квадратных миль. 

Вид на поврежденное здание во время посещения украинскими солдатами 30-километровой зоны отчуждения вокруг Чернобыльской АЭС и города Припять, где проживают тысячи людей, когда-то работавших на атомной электростанции, в Чернобыле, Украина, 17 марта 2024 года.

Но Земля имеет размер 197 миллионов квадратных миль . «Ущерб здесь будет относительно небольшим и локальным», — говорит Заласевич. Есть пещеры, глубокие океаны и большие пространства земли и воды очень далеко от любой атомной электростанции. Вероятно, что множество жизни переживет 440 Чернобылей. В конце концов, испытания атомного оружия после Второй мировой войны высвободили примерно в 100–1000 раз больше радиоактивности, чем Чернобыль, по оценкам Международного агентства по атомной энергии, и мы все еще здесь.

«У нас были расплавления. Они обугливают территорию, но не всю планету. Это большой катастрофический пожар и волна радиации, но это не длится вечно», — говорит Басмаджян. И даже в самых облученных частях Чернобыля природа сделала большое возвращение . Во многих отношениях Зона теперь является чем-то вроде убежища для диких животных, где сохраняющаяся радиация защищает растения и животных от людей. «Когда люди бежали, природа хлынула», — говорит Вайсман.  

Короткий список видов был бы обречен на смерть вместе с нами, включая сопутствующих вредителей, таких как головные вши и постельные клопы, а также микробы, характерные для человека, говорит Вайсман. Затем есть домашние породы животных, созданные людьми, которые быстро будут вытеснены их дикими собратьями, коровы и собаки не протянут долго сами по себе, говорит он. Домашние кошки, напротив, вероятно, были бы в порядке — продолжая жить как дикие мезохищники — поедая птиц и грызунов и будучи съеденными койотами, волками, медведями и более крупными кошками. 

Несколько видов, находящихся под угрозой исчезновения, в настоящее время поддерживаются программами разведения и практическими вмешательствами со стороны человека. Судьба таких животных, как гигантские панды, морские свиньи вакита и панамские золотые лягушки, будет зависеть от условий, которые будут существовать для этих животных в наше отсутствие, говорит Вайсман. Большинство их трудностей, таких как потеря среды обитания или браконьерство, вызваны человеком. Однако критически малые популяции и устоявшиеся болезни животных не обязательно волшебным образом исчезнут, как только мы исчезнем. 

Во всем остальном жизнь продолжилась бы. Люди сформировали эволюцию бесчисленными способами. Часть нашего влияния сохранится и в наше отсутствие. Изменение климата останется фактором на протяжении тысячелетий. Хотя температура перестанет расти через несколько десятилетий без дополнительных выбросов человека, глобальный средний показатель не вернется к тому, что было до промышленной революции, в течение тысяч лет . Углеродные циклы обратной связи, которые уже были запущены, включая выброс метана из водно-болотных угодий и таяние вечной мерзлоты, могут продлить эту временную шкалу, говорит Вайсман. 

На локальном уровне тяжелые металлы и химическое загрязнение от необслуживаемых заводов и инфраструктуры будут оказывать давление на организмы, пытающиеся выжить поблизости, наряду с радиацией от вышеупомянутых расплавлений. Хотя со временем все это загрязнение будет разбавлено до тех пор, пока эффекты не станут незначительными. 

Несмотря на эти трудности и на массовое вымирание, которое мы уже вызвали, мы не оставим после себя бесплодную Землю. Во время самого страшного вымирания прошлого, пермско-триасового, вымерло 80-90% всех морских видов и 70% всех наземных позвоночных . Затем жизнь возродилась, как это всегда и бывает. «После каждого вымирания это место опустошается, но жизнь настолько устойчива, что возвращается», — говорит Вайсман. 

Невозможно узнать, какой именно вид может стать нашим преемником и доминировать на планете, если вообще может — возможно, все придет к другому равновесию. Но «как и в прошлых вымираниях, выжившие обычно являются универсалами — маленькими, крепкими, легко приспосабливающимися», — говорит Заласевич. У крыс может больше не быть человеческих структур и пищи, на которые они могли бы положиться, но, возможно, они найдут новые ресурсы, которыми смогут воспользоваться в своих больших социальных колониях, утверждает он.

В наше отсутствие Земля продолжала бы существовать. Наша планета не «нуждается» в нас. Жизнь продолжалась бы по крайней мере до тех пор, пока наше Солнце не станет слишком горячим, чтобы поддерживать ее. Даже если некоторым организмам удастся выжить в кипящих океанах, когда наша звезда начнет свой последний похоронный звон и расширится до красного гиганта, через миллиарды лет, «все планеты внутреннего кольца, вероятно, превратятся в золу», говорит Вайсман.Но пока породы сохраняют свои слои в этом процессе нагрева, наше воздействие на планету останется заметным. «Пока Земля сохраняется и имеет узнаваемые слои, следы людей будут сохраняться», говорит Заласевич. 

И, возможно, в глубине космоса некоторые знаки сохранятся еще дольше. Космические корабли-путешественники, покинувшие нашу Солнечную систему, были построены, чтобы сохраняться и переносить доказательства (в виде золотой пластинки ) человеческой цивилизации в возможные далекие инопланетные миры. За исключением столкновения или черной дыры, они продолжат движение. «Если бы мне пришлось сделать ставку — а это беспроигрышная ставка, потому что никто никогда не сможет ее получить — я бы сказал, что это будут самые долгоживущие человеческие артефакты», — говорит Вайсман.

  Лорен Леффер.

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
.

© 2023 Наука и техника