24.01.2025
Недавно мы размещали информацию, о проекте летающего мотоцикла Skyrider X1, представленном компанией Rictor на выставке в Лас-Вегасе. Универсальный транспорт, «машинка, которая летает как самолёт и плавает как катер», - это детская мечта человечества. Ну вспомните хотя бы летающий автомобиль из «Назад в будущее». Осуществить мечту пытаются давно и даже нельзя сказать, что безуспешно. Однако до сих пор такие проекты остаются красивыми дорогими игрушками. Универсальная техника при всей своей эффектности как правило уступает в экономической эффективности специализированной. Тем не менее попыток не оставляют. Это увлекательно, позволяет испытать новые, иногда совершенно безумные, технические подходы, а следовательно движет прогресс. А может быть и экономически целесообразный вариант будет со временем найден.
Не чужды таких устремлений и наши соотечественники.
Владимир Смертин, был влюблён в мотоциклы с детства, которое прошло на Урале, в Свердловской области. Потом он получил профессию инженера-энергетика, переехал жить и работать в Санкт-Петербург, но страсти к мотоциклам не утратил. Его любимый мотоцикл "Синяя Молния" (советский «Урал», с коляской) широко известен в узких кругах питерского мотосообщества. В числе прочего, Владимир состоит в нескольких благотворительных организациях, которые занимаются помощью детям, страдающим различными заболеваниями. Участники регулярно катают ребят, доставляя им радость, и «Урал» с коляской особенно хорош для таких целей. Владимира и его Синюю Молнию всегда ждут с нетерпением.
В 12 лет Владимир первый раз прокатился на дельталёте, который производил химические обработки сельскохозяйственных полей. Пилота удалось уговорить. С тех пор мысли о полётах не покидали Владимира и он пообещал себе, что до 30 лет обязательно купит "что-нибудь летающее", научится летать. И всего за месяц до своего 30-летия он приобрел парамоторную установку.
Таким образом, к мотоциклам добавилось увлечение парапланеризмом. На этой почве он близко сошёлся с руководителем подмосковного аэроклуба «Игра гравитации» (п.Турово) Игорем Потапкиным, мастером спорта международного класса и большим любителем всякого рода экстравагантных экспериментов в области малой авиации (материалы о рекордных перелётах Игоря Потапкина можно найти в октябрьском и декабрьском номерах нашего журнала за 2024 год).
И вот однажды родилась хулиганская идея: "а как было бы здорово снабдить парапланерным крылом мотоцикл «Урал», чтобы он вот так прямо с коляской летел по небу, а все смотрели бы разинув рот". Обычно такие идеи остаются лишь темой для шуток в тесной компании, но не тогда, когда за дела берутся по-настоящему увлечённые люди. Посыпались предложения о том, как идею можно воплотить, и то, что начиналось как шутка, постепенно обрело реальные очертания. Первый разговор состоялся в новогоднюю ночь с 23 на 24 год, а в мае 24-го уже начали конструировать подвесную систему, чтобы закрепить на мотоцикле авиамоторную установку.
По началу планы были не слишком амбициозные: заставить мотоцикл парить вниз с вершины горы. Но потом захотелось добиться горизонтального полёта и при этом не облегчать мотоцикл, не вносить в его конструкцию кардинальных изменений.
Обычный паралёт, специально сконструированный для полёта, имеет вес около 100 кг. Мотоцикл «Урал» - довольно тяжёлая машина, с коляской и моторами он весит 400 кг. Таким образом полётная масса составляет больше полтонны, а как правило крыло рассчитано на 250-300 кг, не больше. Притом для первых попыток не делали специального крыла, а взяли уже имеющееся в хозяйстве Туровского аэроклуба старое крыло, площадь которого была больше обычного процентов на 25.
Большие сложности связаны с тем, что в мотоцикле с коляской масса распределена очень несимметрично, так что с устройством подвески пришлось повозиться. Сделали специальный стенд, где вывешивали мотоцикл, чтобы найти центр тяжести. Искали вариант подвески, при котором можно было распределить нагрузку на крыло более равномерно.
Экипаж состоит из двух человек. Пока аппарат движется по земле, ответственность за его управление лежит на Владимире Смертине. Как только крыло выходит в лётное положение и колёса отрываются от земли, инициативу перехватывает Игорь Потапкин. При попытках взлететь такой переход управления от одного пилота к другому происходит по несколько раз за минуту, машина подлетает, опускается на колёса и вновь подлетает. По словам пилотов, это очень интересный опыт совместной работы. Ситуации бывали разные. Например, однажды мотор заглох, когда «Уралолёт» уже поехал и крыло вышло в лётное положение. Один из помощников догнал мотоцикл и запустил двигатель на ходу прямо за лопасть винта. Или сильный порыв ветра при испытаниях поднял машину и пытался утащить её спиной вперёд, но опытный пилот Игорь Потапкин сумел осуществить благополучную посадку.
По итогам года удалось добиться подлётов на небольшую высоту длиной в 10-15 метров. Требуется большее по площади крыло и усовершенствованная подвесная система. Видео можно посмотреть по ссылкам:
https://disk.yandex.ru/i/Mzn7R9FIvSDK8A
https://disk.yandex.ru/i/15CJk-KsKnoThw
В новогоднюю ночь с 24 на 25 год на кухне у Игоря Потапкина была начерчена схема конструкции, которую необходимо соорудить, чтобы правильно закрепить мотоцикл. Как говорится, каждый год, 31 декабря, мы с друзьями... собираемся на кухне и конструируем нечто несусветное.
Конечно, проект летающего мотоцикла «Урал» - это приключение ради приключения. Но в планах у наших парапланеристов есть замыслы и более перспективные для практического применения, а найденные сейчас технические решения могут пригодиться. Будем держать вас в курсе!
Автор Наталья Беспалова.
Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и
технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс
© 2023 Наука и техника