01.01.1970
Профессии в сфере информационных технологий сегодня — на пике востребованности. Сервисы для поиска работы переполнены вакансиями, а рынок образования пестрит предложениями стать «айтишником» с нуля за несколько месяцев. Но чтобы стать настоящим профессионалом, мало получить базовые навыки кодинга. Нужно иметь фундаментальные знания и широкий набор навыков, чтобы быстро адаптироваться к постоянно меняющейся технологической среде.
Готовить таких специалистов для цифровых индустрий столицы помогает проект «ИТ-класс в московской школе». Предпрофессиональные ИТ-классы сегодня открыты более чем в 150 школах. В них старшеклассники углубленно изучают математику, физику и информатику, на специализированных курсах осваивают программирование и информационные технологии, а также знакомятся с востребованными ИТ-специальностями в сферах искусственного интеллекта, кибербезопасности и других, учатся создавать 3D-модели и «цифровые двойники», работать с микроконтроллерами. Партнеры ИТ-классов — крупные компании: разработчики цифровых экосистем, создатели телекоммуникационных сетей, решений в области сетевой безопасности, автоматизации производства и других.
Мы поговорили с куратором ИТ-классов школы № 444 учителем информатики и физики Романом Колтуновым о том, как устроено обучение в ИТ-классах, чем «олимпиадники» отличаются от «прикладников» и где выпускники ИТ-классов применяют свои знания сегодня.
– Роман Павлович, расскажите, пожалуйста, как вы стали куратором ИТ-класса и чем ваша работа отличается от работы учителя?
– Проект «ИТ-класс в московской школе» существует с 2019 года в Москве. Я работал в нем, а потом возглавил в 2021/2022 учебном году ассоциацию учителей информатики в нашей школе и, что логично, в дополнение получил ИТ-полигон и ИТ-класс.
Я распределяю нагрузку учителей, которые работают в этом классе, отслеживаю, как школьники проходят образовательный маршрут, подбираю педагогов дополнительного образования для поддержания профиля, взаимодействую с проектным офисом, ищу партнеров для экскурсий, а также организую летнюю практику. Последнее — наша традиция: исторически сложилось, что в 444-й школе всегда были ИТ-классы. Раньше они существовали в рамках распределенного лицея Высшей школы экономики, потом стали частью единого городского проекта, но в целом ИТ-направление в нашей школе реализуется последние лет 20.
Поэтому для нас городской проект — логичное продолжение большой истории, и мы сохраняем свои традиции: например, у всех наших учеников 7–9-х классов есть отдельный предмет «программирование», а если углубиться дальше в историю, то увидим, что программирование в нашей школе существует с 1969 года. В 80–90-е годы дети, выходя из нашей школы, получали свидетельства о том, что они программисты первой или второй категории.
– Что для вас самое главное в обучении будущих программистов и работников ИТ-сферы?
– Первое, о чем я всегда говорю детям: если вы хотите хорошо программировать, вы должны хорошо знать математику. О ней нельзя забывать. Второе: не важно, на каком языке вы программируете, вы все равно должны представлять определенный набор базовых алгоритмов, а на чем вы их будете реализовывать, это уже ваше дело, ваши прикладные задачи. Когда я начинаю учить детей программированию, я спрашиваю: «Ребята, вы хотите стать “олимпиадниками” или заниматься прикладным программированием? От этого зависит, каким путем двигаться, поскольку это довольно разные направления. Одна из задач, которые я перед собой вижу, когда беру учеников в 10-й класс, и они начинают работать над своими проектами в начале года, — помочь им определиться, в какой области ИТ себя сконцентрировать. Это достаточно сложно, потому что детям хочется попробовать все и везде. Решать эту задачу приходится каждый год. Вроде даже стало получаться!
– Объясните, пожалуйста, гуманитарию: в чем принципиальное отличие олимпиадного программирования от прикладного?
Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и
технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс
© 2023 Наука и техника