09.10.2024

Имитация восхода и заката солнца в самолетах может уменьшить синдром смены часового пояса (джетлаг)

Исследователи экспериментируют с освещением в салоне самолета, чтобы поддерживать циркадные ритмы во время длительных перелетов.

  Настройка освещения салона может помочь уменьшить последствия смены часовых поясов во время полетаю Фото: Сиднейский университет 

  Упомяните кому-нибудь « джетлаг », и он наверняка предложит вам множество предполагаемых лекарств от этой печально известной проблемы путешествий . Но в конце дня (или ночи, в зависимости от времени прибытия) все сводится к нарушению естественного циркадного ритма человека . Один из способов потенциальной борьбы с раздражающими симптомами джетлага может находиться внутри самого самолета — во время полета к далекому месту назначения пассажира.  

  Согласно объявлению от 19 июля , исследователи австралийской авиакомпании Qantas Airways и Сиднейского университета расширяют предыдущую работу по проекту Sunrise, их продолжающейся попытке решить проблему смены часовых поясов. После публикации в прошлом году предварительных результатов о потенциальных достижениях в области оптимизации питания, физических упражнений и освещения в полете, исследователи продвигают последнюю переменную на шаг дальше. Теперь команда экспериментирует с синхронизированным освещением салона Airbus A350, которое напрямую вдохновлено оттенками и меняющейся интенсивностью восходов и закатов в Австралии.  

«Новые сценарии освещения для A350 были разработаны для оптимизации циркадных эффектов света в разное время полета с учетом внешнего вида освещения, атмосферы, безопасности и требований к оборудованию на борту», ​​— заявила в своем заявлении на прошлой неделе Света Постнова, доцент, специализирующаяся на циркадном моделировании в Центре Чарльза Перкинса Сиднейского университета , добавив: «Здорово видеть, как циркадная наука воплощается в практику».

Изменения освещения салона предназначены для сверхдальних рейсов Qantas, соединяющих Нью-Йорк и Лондон с восточным побережьем Австралии, которые часто занимают не менее 26,5 часов. Во время таких поездок циркадные часы пассажира часто вынуждены подстраиваться под скачок на два полных дня вперед из-за авиаперелетов. Но после более чем 150 часов моделирования исследователи полагают, что авиакомпании могут уменьшить некоторые из худших последствий смены часовых поясов за счет более точной манипуляции временем, длиной волны и силой освещения салона.

Во время разработки исследователи из Центра Чарльза Перкинса посоветовали разработчикам Qantas сосредоточиться на том, как изменение яркости света влияет на циркадные ритмы через то, что известно как меланопическая освещенность. Например, насыщенный синим свет с высокой меланопической освещенностью помогает сместить внутренние часы для борьбы с джетлагом. Между тем, красное освещение, использующее более длинные волны, обеспечивает низкую меланопическую освещенность, чтобы не допустить слишком сильного смещения циркадных ритмов.

После обширных испытаний в Центре определения клиентов Airbus в Гамбурге, Германия, компания Qantas разработала 12 отдельных «сцен» освещения. К ним относятся «Пробуждение» — широкоспектральное освещение с преобладанием синего цвета, призванное имитировать часовой пояс пункта назначения, помогая путешественникам оставаться бодрыми и внимательными; «Закат» — режим имитации перехода от дневного света к темноте с цветами заката, движением облаков и ночным лунным светом; и «Восход», который проецирует ранние утренние часы, перемещающиеся из передней части салона в заднюю.

Хотя другие проблемы авиаперелетов, такие как бессонница и беспокойство, несомненно, по-прежнему нарушают циркадные ритмы, возможность смягчить хотя бы некоторые из проблем, возникающих во время сверхдальних перелетов, может однажды сделать посадки для пассажиров гораздо более плавными.

  Эндрю Пол

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
.

© 2023 Наука и техника