03.10.2024

Китай тайно строит новый тип атомной подводной лодки

Спутниковое изображение ©2024 Maxar Technologies

Секрет предполагаемой новой китайской карманной атомной подлодки может крыться в забытом советском прототипе.

Ранее нераскрытый тип китайской ударной подводной лодки якобы затонул у своего пирса в мае или начале июня — вероятно, с заправленным и работающим ядерным реактором на борту, согласно отчету The Wall Street Journal. Сообщается, что инцидент произошел на верфи в самом сердце оживленного внутреннего города Ухань на реке Янцзы, что подразумевает впечатляющие усилия по сокрытию, соответствующие политике секретности китайских военных в отношении аварий.

Слухи о затоплении начали циркулировать в начале этого года, когда американский военно-морской аналитик Томас Шугарт опубликовал спутниковые фотографии, на которых запечатлена необычная активность плавучих кранов в гавани. Теперь эксперты полагают, что краны использовались для подъема подлодки со дна гавани.

Источники WSJ в Министерстве обороны конкретно описали эту субмарину как атомную ударную подводную лодку (сокращенно SSN) и головной корабль класса Zhou (то есть эта субмарина также называется Zhou ), имеющую Х-образную конфигурацию хвостового оперения, оптимизированную для подводной маневренности.

CNN опубликовал спутниковые снимки подводной лодки Maxar, сделанные в марте (до аварии), на которых видны ее узкий профиль, Х-образные плавники и трубы на корме, которые, возможно, использовались для развертывания двух буксируемых гидроакустических решеток , что улучшило ее возможности обнаружения.

Неясно, привела ли предполагаемая авария к жертвам или создала более масштабные экологические опасности. Причина аварии также остается невыясненной, хотя есть предположения, что она может быть связана с недофинансированием стандартов безопасности.

Несчастные случаи могут происходить и происходят с судами в порту. Например, ВМФ России едва не потерял свой единственный авианосец в 2018 году, когда затонул его плавучий сухой док , а за последние 12 лет США фактически потеряли десантный авианосец Bonhomme Richard и атомную подводную лодку Miami из-за пожаров в порту (в последнем случае из-за поджога).

Даже если сообщения об аварии этой атомной подлодки точны, это не значит, что китайский флот больше не представляет угрозы. Электронные системы подлодки, вероятно, пострадали от воды, но — хотя замена требует много времени и денег — ее можно исправить.

Таким образом, хотя затопление может означать неудачу для китайской программы подводных лодок, оно ни в коем случае не означает полного отказа от нее.

Учитывая секретность, окружающую затопление , подробности о подлодке скудны, и Шугарт сообщил в социальных сетях, что Китай обозначил ее как Тип 041. Пентагон идентифицировал ее как атомную, несмотря на то, что все атомные подлодки Китая в настоящее время строятся на верфи Бохай в Хулудао.

Это, а также тот факт, что в прошлом обозначение Тип 041 было сначала ошибочно приписано подводной лодке Тип 039А, привели к некоторому скептицизму в отношении заявлений Пентагона.

Однако просочившиеся в сеть слайды из презентации PowerPoint, сделанной отставным контр-адмиралом Чжао Дэнпином из Военно-морского флота Народно-освободительной армии (НОАК) в 2017 году, свидетельствуют о том, что Китай разрабатывает новую подводную лодку размером с обычную подводную лодку, но использующую вспомогательную ядерную энергетическую установку для повышения автономности.

Согласно статье, распространенной в китайских СМИ в мае, этот новый тип подводной лодки может быть развитием подводной лодки Type 039C, которая заменяет свой воздухонезависимый двигатель Стирлинга на небольшую вспомогательную ядерную энергетическую установку. Результат, известный как Type 041, представляет собой «мини» SSN: по сравнению с большинством современных атомных ударных подводных лодок, водоизмещение которых составляет 6000–10 000 тонн воды, эта имеет водоизмещение всего 4000 тонн.

Такая уменьшенная конструкция предлагает возможную экономическую эффективность. Тип 041 может использовать миниатюрный, низкотемпературный ядерный реактор низкого давления для обеспечения вспомогательной мощности дизель-электрической двигательной установки, что значительно повышает его подводную выносливость (и, следовательно, скрытность) — даже если ему не хватает чистой мощности или производительности, предлагаемых более крупными ядерными реакторами на современных ударных подводных лодках.

На верфи Учан имелась инфраструктура для строительства корпусов типов 039A–C, что может объяснить, почему эта новая подлодка была построена там, а не в Хулудао, Китай.

ХОТЯ ОТЧЕТ НИКАК НЕ ЯВЛЯЕТСЯ ОДНОЗНАЧНЫМ , малые атомные подводные лодки, использующие реакторы малой мощности, не являются беспрецедентными. В 1970-х годах французский флот спустил на воду тонкие подлодки класса Rubis , которые для минимизации затрат имеют водоизмещение всего 2600 тонн в подводном положении и используют компактный реактор мощностью 48 мегаватт. (Современные атомные ударные подводные лодки США и России используют реакторы мощностью 150–210 мегаватт.)

Французская подводная лодка Saphir класса Rubis в 2009 году.

Франция все еще эксплуатирует три из шести лодок класса Rubis , возможно, самые маленькие атомные подводные лодки, находящиеся в эксплуатации в настоящее время. Они постепенно выводятся из эксплуатации и заменяются более крупными подводными лодками класса Suffren , водоизмещение которых вдвое больше.

Советский Союз экспериментировал с установкой герметичной вспомогательной ядерной энергетической установки ВАУ-6 на К-68 — дизель-электрической крылатой ракетной подводной лодке проекта 651 «Джульетта» водоизмещением 3500 тонн .

Разработка и установка ВАУ-6 заняли десятилетие (1975–1985), но в конечном итоге оказались успешными. Хотя она вырабатывала всего 600 кВт, она увеличила дальность подводного хода К-68 с 350 миль на скорости 2 узла до 7000 миль на скорости 4 узла в ходе последующих морских испытаний. Хотя разработка была отменена с распадом Советского Союза в 1991 году, считается, что в настоящее время действующая подводная лодка специального назначения Б-90 «Саров» может использовать ту же силовую установку.

Вполне возможно, что затонувшая китайская подлодка была испытательным стендом (возможно, изначально без боевых систем), что давало ВМС НОАК возможность опробовать конструкцию и решить, стоит ли приступать к крупномасштабным закупкам.

На данном этапе невозможно сказать, была ли авария подлодки связана с какими-либо новыми технологиями, внедренными в конструкцию.

В отличие от  ВМС США, которые эксплуатируют исключительно атомные лодки, флот ударных подводных лодок ПЛАН, хотя в настоящее время схож по размеру (и быстро расширяется), имеет всего от шести до девяти атомных судов, в зависимости от того, как вы считаете списываемые и скоро вступающие в строй корабли. Остальные — это меньшие по размеру, обычные ударные подводные лодки — местные, старые Тип 035, более новые Тип 039 (многие построены в Учане) и десять российских подводных лодок проекта 636М класса «Кило» .

Ядерная тяга имеет значительные преимущества, включая способность поддерживать более высокие скорости неограниченно долго, и прежде всего способность оставаться под водой в течение месяцев без необходимости всплывать на поверхность. Обычная подводная лодка, напротив, очень быстро разряжает аккумулятор на высоких скоростях, и даже при эффективной работе должна рисковать обнаружением каждые несколько дней, всплывая или плавая с маской и трубкой близко к поверхности — «период неосмотрительности», в течение которого она всасывает воздух, необходимый дизель-электрическим двигателям, используемым для подзарядки ее аккумуляторов.

Конечно, у обычных подводных лодок есть свои преимущества, и самое очевидное из них — стоимость: за цену одной атомной подводной лодки можно купить четыре или более лодок с обычными двигателями. А правильно оптимизированная для скрытности дизель-электрическая подводная лодка, работающая исключительно на батареях, может (на короткое время) превзойти атомную лодку по бесшумности, поскольку последняя не может выключить свой реактор в обычных условиях.

Кроме того, китайские подводные лодки типов 039A, B и C используют тип воздухонезависимой двигательной системы (ВНЭ), называемый двигателем Стирлинга, который позволяет им находиться под водой гораздо дольше (максимум две-три недели) без необходимости всплытия на поверхность или погружения с маской и трубкой, хотя это возможно только при движении на очень низкой скорости (3–5 миль в час).

В целом, плюсы и минусы обычных подводных лодок таковы, что они наиболее эффективны при действиях ближе к домашней базе, где они также лучше защищены от противолодочных средств противника.

Это приемлемо для Китая, поскольку наиболее вероятная крупная морская война, которую он мог бы вести, произошла бы вокруг Тайваня, всего в 81 миле от побережья Китая в самом узком месте. Подводные лодки ближнего действия могли бы способствовать блокаде Тайваня, сдерживанию его флота, сдерживанию надводных кораблей США от приближения и попытке блокировать также мародерствующие ударные подлодки США.

Однако у ВМС НОАК есть стимулы для расширения своего флота атомных подводных лодок.

Патрули дальнего действия могут быть очень эффективными, заставляя противника отвлекать несоразмерные ресурсы на защиту логистики «заднего поля». Но только если дальние подлодки не слишком легко обнаружить и уничтожить из-за того, что они постоянно подвергаются опасности во время перезарядки батарей.

Тип 041 может представлять собой попытку экономически эффективного компромисса для наращивания числа SSN. Используя вспомогательные ядерные энергетические установки вместо двигателей Стирлинга, они могут похвастаться более высокой устойчивой крейсерской скоростью и оставаться под водой дольше, чем Тип 039A, даже если им не хватает маневренности большой атомной ударной подводной лодки с более мощным реактором.

В случае успеха реактор Типа 041 может оказаться достаточно компактным для модернизации существующих Типа 039C в пространстве, которое в настоящее время занимает двигатель Стирлинга AIP. Обычно такое преобразование может показаться нелепо дорогим, но герметичная конструкция советского вспомогательного реактора ВАУ-6 дает возможность установки без необходимости фундаментальной переделки основных энергосистем подводной лодки.

Эти разработки, которые остаются неподтвержденными, будут происходить параллельно с другими достижениями. НОАК уже получает свой первый вариант крылатой ракетной подлодки (SSGN) под названием Type 093B и давно разрабатывает большую атомную ударную подлодку следующего поколения Type 095 , которая может быть готова раньше, чем ожидалось, учитывая недавние сообщения о передаче российских технологий Китаю. Это может в конечном итоге сократить долгосрочное и значительное лидерство Америки в области акустической скрытности.

Если ничего другого и не произошло, то авария в Ухане могла непреднамеренно раскрыть карты Китаю и выявить отклонение от того, что выглядело как «однорельсовый» путь от подлодок типа 093 к подлодкам типа 095.

Если Китай проведет испытания и в конечном итоге решит построить класс меньших и более дешевых подводных лодок со вспомогательной ядерной энергетической установкой, целью может стать многоцелевой флот атомных ударных подводных лодок, объединяющий традиционные АПЛ с большим количеством легких ударных лодок, способных действовать более эффективно на больших расстояниях, чем даже дизель-электрические подводные лодки с усовершенствованной системой ВНЭУ, тем самым представляя большую угрозу в более глубоких районах Тихого океана.

В свою очередь, проект Type 041 может дать ВМС США дополнительный повод задуматься о способах экономически эффективного обеспечения противолодочной обороны для судоходства на большой глубине в Тихом океане, а не только сосредоточения вокруг авианосных оперативных групп, находящихся ближе всего к передовой линии конфликта.

КСебастьен Роблен

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
.

© 2023 Наука и техника