17.10.2023

Сфера Лас-Вегаса - самая большая в мире сферическая конструкция и чудо инженерной мысли

Для создания этой уникальной конструкции потребовалось 1,2 млн светодиодных шайб, 64 тыс. печатных плат и один из самых больших в мире кранов.

Тим Ньюкомб (Tim Newcomb)

Журнал «Наука и техника» - Новости рубрикики «Материалы и технологии»Журнал «Наука и техника» - Новости рубрикики «Материалы и технологии»

Светщаяся новая «Сфера Лас-Вегаса» - это не просто амфитеатр на 17 600 мест, где будет проходить концерт U2. Этот развлекательный комплекс, гордость Стрипа, который уже успел получить множество положительных отзывов. С момента своего открытия в конце прошлого месяца он стал самым большим в мире сферическим сооружением шириной 516 футов и высотой 366 футов. При этом сферическая светодиодная «иммерсивная поверхность» площадью 160 000 кв. футов светится с полным разрешением 16K, что делает ее светодиодным экраном с самым высоким разрешением на Земле. Чтобы добавить еще одну изюминку, за «иммерсивной поверхностью» установлена самая большая в мире аудиосистема с лучевой трансформацией - звук в стиле наушников без наушников - для получения индивидуального впечатления.

А впечатление - главный результат.  Три мировых достижения в области формы, зрения и звука создают новый развлекательный опыт, на создание которого было получено около 60 патентов (хотя  ведущие проекта подали и другие патенты, и ожидают, что их число превысит 100).

Это что-то необыкновенное, - рассказывает изданию Popular Mechanics Дэвид Диббл, генеральный директор компании MSG Ventures, которая отвечает за технологию здания. «Чтобы построить это здание, потребовалось превзойти любые представления о гениальности».

Сфера внутри сферы

Компания Sphere Entertainment Co., являющаяся филиалом Madison Square Garden в Нью-Йорке, стремилась к тому, чтобы погрузить людей в новые ощущения, рассказывает Пол Вестбери, исполнительный вице-президент по развитию и строительству Sphere Entertainment.

«Сферический экран - это отличный способ погрузить людей в фотореалистичную среду и создать прецедент того, чем мы занимаемся», - говорит он. «Сферический экран требует сферического здания и сферических впечатлений. Мы и есть сфера».

Стальная конструкция также имеет 400-футовую пролетную крышу. Здание, спроектированное международным архитектурным бюро Populous, имеет семь этажей, 80-футовый атриум с колоннами, вдвое превышающими по высоте колонны Пантеона в Риме, и чашеобразную геометрию с сиденьями, ориентированными на сцену. Четыре яруса зрительских мест и два уровня сьютов окутаны иммерсивной поверхностью сферы.

Журнал «Наука и техника» - Новости рубрикики «Материалы и технологии»

Атриум «Сферы». Фото: Rich Fury/Image Courtesy Sphere Entertainment

По словам Диббла, для получения истинно трехмерных впечатлений необходимо обеспечить глубину и ощущение. «Земля круглая, поэтому для того, чтобы мы могли получить захватывающий, вовлекающий зрителей в иную реальность опыт, необходимо имитировать среду, в которой живут люди», - говорит он.

Кроме того, нет необходимости в табличке, сообщающей о том, что это за здание. «Вы смотрите на него и точно знаете, что это такое. Мы хотим, чтобы форма нашего здания была культовой», - говорит Диббл. «Потрясающе то, что, как только вы заходите внутрь, вы сразу же ощущаете, что здание очень уютное, и это потому, что оно построено специально для этого».

Строительство сопровождалось решением сереьезных проблем. Чтобы поднять 120-тонную корону сферы на высоту более 500 футов, потребовался один из самых больших в мире кранов, который был задействован на 90% своей мощности. Таким образом, получилась двойная сфера, которая представляет собой внешнюю отдельно стоящую конструкцию, независимую от внутренней сферы, затемненную и обнесенную внешним каркасом-витриной. «У нас получилось здание внутри здания», - говорит Уэстбери.

Обе конструкции потребовали сложного планирования со строгим соблюдением последовательности установки. «Подогнать детали друг к другу не так просто, как кажется», - говорит Уэстбери. Команде пришлось планировать монтаж с учетом того, насколько жарким было солнце - от жары сталь расширяется, и при этом возводить ось, похожую на иглу. «Вы собираете слой за слоем, пока не установите крышку», - говорит он. «По мере подъема конструкция немного шатается». По его словам, команде пришлось подпирать сферу изнутри, чтобы грузы оставались в нужном месте, и «это было непросто».

Взгляд из космоса

Сфера создает незабываемые впечатления даже для тех, кто никогда в нее не заходил. 580 000 кв. футов программируемой светодиодной наружной подсветки представляют собой яркое полотно из 256 млн. цветов, достаточно яркое для того, чтобы его можно было увидеть из космоса.

«Строительство большого сооружения - сложная задача, но не уникальная», - говорит Уэстбери. «Гигантский шар диаметром 512 футов посреди пустыни с 400-футовой стальной крышей, ограждающей чашу для зрителей, - это вызов, но самым сложным было совместить технологии».

1,2 млн. светодиодных «шайб» на экзосфере, собранных среди 400 светодиодных мегапанелей, закрепленных на стальной диафрагме, расположены на расстоянии 9 дюймов друг от друга, что позволяет создать наружный экран высокого разрешения, рассчитанный на идеальное разрешение на высоте 978 футов.

Сфера на курорте Venetian Resort в Лас-Вегасе, штат Невада, США, 1 октября 2023 года. Фото: Getty Images

Вся система спроектирована и создана по заказу компании SACO из Монреаля для компании Sphere. Светоизлучающие диоды, конечно, существовали и до этого проекта, но возможность осветить все здание - оно выглядело как глазное яблоко или баскетбольный мяч - потребовала нового подхода к работе с кривизной и геометрией. «Светодиодные палочки просто не подойдут», - говорит Диббл.

В результате была разработана идея «шайбы», названной так потому, что по размеру она примерно соответствует хоккейной шайбе, а каждая состоит из 48 диодов. Все 1,23 млн. шайб были залиты черным силиконом для герметизации и обеспечения неотражаемости.

Однако одного размещения миллионов светодиодных шайб на мегапанелях недостаточно. Команда создала 12 уровней наружных подиумов и систему, позволяющую обслуживающему персоналу вынимать и менять шайбы, когда система постоянного мониторинга наружного пространства сигнализирует о необходимости замены. Это делается одной рукой простым отжатием и поворотом. Установка производится нажимом, толчком и поворотом. «Это действительно делается одной рукой», - говорит Диббл.

Окутанный впечатлениями

Внешняя поверхность сияет светодиодами LED. Внутри же иммерсивная поверхность окутывает зрителей картиной с полным разрешением 16K x 16K.

«Если присмотреться, то это фотореальность», - говорит Боно в интервью Apple Music. «Это такой уровень разрешения, что вы даже не можете ощутить кривизну сферы».

Журнал «Наука и техника» - Новости рубрикики «Материалы и технологии»

Боно, Эдж, Адам Клейтон и Брэм ван ден Берг из группы U2 во время выступления на концерте U2: UV Achtung Baby Live at Sphere 30 сентября 2023 года в Лас-Вегасе, штат Невада. Фото: Getty Images

Все кресла находятся под поверхностью площадью 160 000 кв. футов. Дисплей поднимается от пола мероприятия, закручивается и выходит за пределы верхнего яруса сидений на высоте 240 футов. Для того чтобы обмануть человеческий глаз в этом полном погружении, допуски на размещение диодов были очень жесткими, толщиной всего лишь с травинку.

«Когда начинается показ, слышно, как люди буквально задыхаются от восторга», - говорит Диббл о поверхности.

При размере дисплея, равном двум полным футбольным полям, 189 млн. диодов должны располагаться по центру через каждые 9 мм. «Это довольно сложно», - говорит Вестбери. «Дальше - больше. Человеческий глаз невероятно зорок и улавливает любое небольшое отклонение в геометрическом положении. У нас 189 миллионов диодов на двух футбольных полях, и ни один из них не может отклониться от своего положения более чем на толщину травинки».

Источник: PopularMechanics.com

Информация о последних событиях и достижениях в области науки, техники и технологий. При использовании материала необходима гиперссылка на ресурс

. Все авторские права на изображения и тексты принадлежат их создателям. Если вы являетесь правообладателем и не согласны с размещением вашего материала на нашем сайте, пожалуйста, свяжитесь с нами по адресу
izd-naukatehnika@yandex.ru
.

© 2023 Наука и техника